8 (800)  302-76-94

Оформление возврата товара поставщику. Основные правила, проводки и образцы документов

Время на чтение: 6 минут Добавить в закладки

В предпринимательской и бухгалтерской практике процедура возврата считается рядовым делом, и каждый специалист хорошо знаком с её спецификой. Существует множество причин, чтобы пожелать вернуть себе деньги после сделки или заменить товар. Об основаниях и документальном оформлении возврата товара и пойдёт речь в статье ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

На каких основаниях его можно сделать?

Возвратом называют операцию, при которой покупатель по тем или иным причинам отказывается от товара и требует от поставщика возвращения денежных средств или обмена. По 30-ой главе Гражданского Кодекса Российской Федерации основаниями для возврата товаров могут послужить:

  1. Нарушение Статьи 495 Гражданского Кодекса, то есть «неполучение покупателем полной информации о товаре».
  2. Недостача объёма поставленных товаров по договору.
  3. Ошибочная комплектация поставленного продукта.
  4. Систематическое нарушение сроков передачи.
  5. Неверный набор переданного товара.
  6. Несоответствие качества полученного продукта.
  7. Отсутствует упаковка или тара продукции.
Определённые категории продукции могут быть возвращены лишь в гарантийный период.
Хотите больше знать о том, как правильно вернуть качественный и нереализованный товар поставщику, а также алкогольную продукцию, в том числе через ЕГАИС? Больше информации об этом вы найдете в отдельных статьях на нашем портале.

По договору поставки

Нормы заключения и оформления такого договора регулируются статьёй 454 ГК РФ. По закону заказчик имеет полное право вернуть продукцию поставщику, если:

  • Указанный в договоре объём товара не был передан.
  • На товаре обнаружились дефекты или брак, устранить которые не представляется целесообразным для покупателя (о нюансах оформления возврата поставщику просроченного и бракованного товара читайте тут). Продавец обязан поставлять товар соответствующего качества по статьям Гражданского Кодекса 469 и 470.
  • Продукция не соответствует описанию в договоре.
  • Нарушена комплектация или упаковка товара.

Все условия и подробности сделки описываются её участниками в договоре. Этот документ будет иметь огромное значение при оформлении возврата.

По договору купли-продажи

По той причине, что после заключения договора купли-продажи товар переходит в собственность покупателя.

Следственно, на тот период времени, пока не будет осуществлён возврат, покупатель подпадает под статью 514 ГК РФ и осуществляет «Ответственное хранение товара, не принятого покупателем».

Основания для возврата остаются теми же, что были описаны в первом параграфе статьи.

По договору комиссии

Комиссионером считается розничный магазин-реализатор. Комитент – это лицо или организация, поручающая комиссионерам реализацию своего товара за определённое вознаграждение. Статья 990 Гражданского Кодекса РФ обязует комиссионера совершить одну или несколько сделок от лица комитента. Нарушение этой статьи влечёт разрыв договора.

По статье 502 ГК РФ покупатель может совершить возврат непродовольственного продукта в течение 14 дней со дня получения товара. Потребитель может потребовать как возврат денежных средств, так и обмен.

Объекты, приобретённые комиссионером или прибывшие к нему за счёт комитента, считаются собственностью последнего по статье 996 ГК.

Основания потребительского (или покупательского) возврата в данной ситуации остаются неизменными (приведены в первом абзаце). Комитент имеет право разорвать договор и отозвать товар на основании невыполнения условий заключённого соглашения или нарушения статей 996 и 990 ГК РФ.

Как правильно оформить?

Инструкция оформления несложная. В первую очередь необходимо определиться с мотивами возврата и подготовить документацию.

Какие документы нужно подготовить?

  1. Акт о возвращении товара. Эта бумага составляется при приёме продукции в присутствии представителей со стороны поставщика и приобретателя.

    Составляется этот акт на определённом основании, которое указывается в документе. Также указывается состояние продукта и непосредственное требование заявителя.

    Если между поставщиком и покупателем возникают разногласия по вопросу возврата, может проводиться экспертиза, результаты которой будут отражены в акте. Бумагу подписывают принимающая и поставляющая стороны.

  2. Счёт-фактура на возврат товара поставщику. Это сопроводительный документ партии продукции, который приходит с прочими бумагами при поставке.

    Однако на возврат этот документ оформляет покупатель, плательщик НДС, но нормы его составление варьируются в зависимости от того, вся ли партия возвращается или её часть, и некоторых иных факторов.

    Также в фактуру необходимо включить определённый реквизит, «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)».

  3. Акт о расхождении по количеству и качеству при приёме товарно-материальных ценностей. Название в полной мере характеризует документ и случаи, в которых он составляется.
  4. Претензия на возврат товара поставщику. Письмо произвольной формы о нарушениях, допущенных в сделке. Каждая покупающая компания сама составляет правила для написания этой бумаги, но в ней обязательно должны быть указаны:

    • все реквизиты организаций;
    • дата составления договора;
    • название принимающей стороны;
    • подробная характеристика полученного товара;
    • информация о нарушениях;
    • дата и номер акта о расхождении;
    • опорные ссылки на содержание этого акта.

    Естественно, для установления брака созывается комиссия в этом случае.

    После, чётко и недвусмысленно указываются требования к поставщику. Не лишним будет указание статей законодательных документов, по которым нужно будет действовать.

    Документ должны подписать члены комиссии по выявлению брака и руководитель организации.
  5. Дополнительное соглашение о возврате товара поставщику. Этот документ составляется по общей форме покупателем и продавцом, имеет дату и номер. В нём описываются дополнительные условия возврата продукции, кроме тех, что предусмотрены законом, и их порядок.

    После подписания это соглашение является частью договора и составляется в двух экземплярах. В конце указываются банковские реквизиты обеих сторон. Бумагу подписывают обе стороны.

    Скачать образец бланка дополнительного соглашения о возврате товара поставщику

  6. Возвратная накладная. Это документ, который составляется по форме ТОРГ-12. Оформляется в случае частичного или полного возвращения товаров продавцу.

    Составляется возвратная накладная в случаях, предусмотренных статьями 468 и 482 Гражданского Кодекса.

    Пример:

    • Дата и номер. Сначала в накладной отражается её номер и дата составления.
    • Поставщик. Указываются все полные реквизиты продавца.
    • Плательщик. Вся информация о контрагенте и его реквизиты.
    • Грузоотправитель. Данные о транспортирующей организации с реквизитами. Если она совпадает с поставщиком, то все данные дублируются.
    • Грузополучатель. Данные и реквизиты. Если они совпадают с плательщиком, можно просто написать «он же».
    • Основания. Здесь указывают причину возврата, дату и номер договора, дополнительного соглашения или претензии.
    • Таблица. Здесь указываются идентификационные данные товара: единицы измерения, названия товаров, объём поставки, цена и сумма затраты.
    • Печати и подписи обеих сторон. Также здесь указывается дата приёма накладной.
  7. С этой накладной также составляются акты по форме ТОРГ-2 или ТОРГ-3 и претензионное письмо. Составляется эта накладная покупателем в двух экземплярах.

  8. Доверенность. Данная бумага выдаётся представителям организации для получения материальных ценностей, доверенность удостоверяет права лица в данном вопросе. В общем виде документ составляется по форме М-2.

    Письменная бумажная доверенность должна содержать:

    • дату выдачи;
    • печать организации;
    • полную информацию о предъявителе (имя, отчество, фамилия, удостоверение личности);
    • информацию о покупателе (КПП, ИНН, банковские реквизиты, адрес);
    • перечень получаемых товаров;
    • название и номер документа;
    • расчётные бумаги;
    • название поставщика.
    Документ должен быть проверен нотариусом, а также подписан главой организации и главным бухгалтером фирмы.
  9. УПД. Универсальный Передаточный Документ выполняет функции одновременно счёт-фактуры и документа-подтверждения факта передачи товара.

    Эту бумагу составляют при отгрузке товаров с передачей, при передаче результатов работы и прав на имущество, а также для подтверждения факта оказания услуги. Этот документ является рекомендательным и адаптивным.

  10. Заявление на возврат денежных средств юридическому лицу и возврат товара. Конкретной формы составления этот документ не имеет. Но в нём обязательно указываются:

    • наименование, адрес и руководитель фирмы продавца;
    • Ф.И.О. и контакты покупателя;
    • дата покупки;
    • данные о товаре и его стоимость;
    • причина возврата;
    • данные о том, что товаром не пользовались и ярлыки и бирки целы;
    • банковские реквизиты, если деньги будут переведены на карту.

    Отношения возврата между организацией и физическим лицом регулируются ЗЗПП, а отношения между юридическими лицами регулируются ЗЗПП и федеральным законом.

    Скачать бланк заявления о возврате денежных средств за товар

Возврату не подлежат: косметические и парфюмерные средства, лекарственные препараты, текстильная продукция, кабельная, вещи личной гигиены, трикотаж и швейные изделия, бытовая мебель, ювелирная продукция, растения и животные.

Порядок процедуры

Схемы и основные правила, как вернуть товар:

  • Если несоответствие было обнаружено на стадии приёма продукции, то принимать её не нужно, а следует моментально заявить поставщику, в этой ситуации он просто заберёт продукцию.
  • Если дефект обнаружился после приёма, то нужно выслать продавцу акт возврата с описанными причинами вашего действия.
  • В ситуации, если продавец идёт на возврат, то покупатель должен просто отправить второй стороне возвратную накладную. Если поставщик не принимает ваши условия, то созывается комиссию по вопросу возврата и начинаются другие формальные бюрократические операции.
  • Условьтесь о времени и проведении возврата. Процедура может пройти с транспортной пересылкой или с ближайшей поставкой. При таком развитии событии представитель продающей стороны должен иметь при себе доверенность от организации и копия возвратного акта, которую вы отправили ранее.
  • Кроме получения назад денег можно оформить обмен, если договориться с продавцом, это упростит процедуру возврата и уменьшит бумажную волокиту.
  • Транспортные расходы при утверждении возврата берёт на себя продавец.
Лучшим способом для удачного осуществления возврата является предварительное уточнение его условий при договоре с поставщиком.

Обмен качественного продукта (на деньги в том числе) можно заявить в течение 14 дней после покупки, а продавец обязан вернуть деньги в течение 3-х дней.

При возврате средств за некачественный товар срок рассмотрения заявления зависит от наличия экспертизы продукции. Для сложных продуктов она может составлять до 45 дней. По закону заявку должны удовлетворить в срок 10 дней (без экспертизы), за каждый день просрочки организация платит 1% неустойки.

Как отразить в учёте и какими бухгалтерскими проводками?

У продавца

При возврате качественной продукции оформляется операция купли-продажи по цене, по которой она поставлялась. Для правильности учёта бухгалтеры пользуются интеграцией программ для розничной торговли.

Оформляя возврат товара, покупатель, являющийся плательщиком НДС, должен выставить счет-фактуру, который регистрируется:

  • в книге продаж покупателя с кодом вида операции КВО 01;
  • в книге покупок поставщика-плательщика НДС с кодом вида операции КВО 01.

При операциях с некачественной продукцией важно знать, до или после принятия продукции был запрошен возврат. При обнаружении недостатков при приёме заполняется акт по форме ТОРГ-2.

К записанным в книгу продаж дебетным кодам относятся 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета» и так далее, к кредитным кодам 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

При операциях с некачественной продукцией, прошедшей приём, используют коды:

  • дебета – 60, 41, 19, 68-НДС, 76-2, 51;
  • кредита – 51,19, 60, 76-2.

У покупателя

У покупателя в документах бухгалтерского учёта отражаются такие коды:

  • дебет – 62, 90-2, 90-3, 91-2, 10 (41), 68, 41, 19, 60;
  • кредит – 90-1, 41, 68, 62 (76), 91-1, 60 (76), 60 (76), 50 (51).

У приобретающей стороны также в ходу формы ТОРГ-2, ТОРГ-3 и ТОРГ-12.

Детально о нюансах возврата товара поставщику при различных системах налогообложения мы рассказывали в нашей статье.

Многое может произойти с товаром. Он может испортиться, повредиться или просто не подойти. Закон же предусмотрел, что и как нужно сделать потребителям в этом случае. Бесспорно, бухгалтерская отчётность – достаточно сложная вещь. Но главное правило любой сделки – «Хорошо читай контракт».

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!
Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.