8 (800)  302-76-94

Нюансы оформления возврата поставщику просроченного и бракованного товара

Время на чтение: 4 минуты Добавить в закладки

При приобретении какого-либо товара иногда покупатель может обнаружить, что тот не отвечает заявленным характеристикам по качеству.

Неважно, по какой причине это произошло: изначальный брак, повреждения при транспортировке или другие. Такую продукцию можно вернуть поставщику на законных основаниях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Может ли покупатель вернуть просроченную или бракованную продукцию?

Статья 475 Гражданского кодекса определяет взаимоотношения поставщика и покупателя в случае, когда первый продал некачественную продукцию. На основании части 2 данной статьи покупатель имеет право на возврат и получение обратно уплаченных денежных средств.

Статья 477 (п. 2) гласит, что при отсутствии гарантийного срока претензии по качеству могут быть предъявлены до 2 лет с момента передачи товара покупателю.
Хотите больше узнать о том, как правильно оформить возврат товара? Ведь с этой проблемой сталкиваются и физические и юридические лица. Наши эксперты подготовили статьи и том, можно ли вернуть качественную и нереализованную продукцию, а также алкоголь, в том числе через ЕГАИС.

При выявлении брака до постановки на учет

В этом случае договор купли-продажи, по которому осуществлялась сделка, необходимо признать недействительным. Поскольку покупатель не оприходовал полученную продукцию, то и сделки как таковой не было.

Для возврата некачественной продукции стороны должны заключить новое соглашение, где возвращающая организация будет поставщиком, а принимающая – покупателем.

До момента заключения нового договора и проведения процедуры возврата товар будет находиться у покупателя на ответственном хранении, что отражается проводкой по забалансовому счету 002.

При выявлении после постановки

Если товар уже был принят покупателем на учет, то необходимо составление претензии. Удовлетворить ее можно несколькими способами:

  1. вернуть деньги;
  2. поменять товар на аналогичный, но надлежащего качества;
  3. поменять на другой (при этом может возникнуть разница в цене, которая подлежит компенсации).
Если стороны договариваются о возврате, то необходимо внести коррективы в бухгалтерский и налоговый учет.

Больше нюансов о возврате товара поставщику при различных системах налогообложения, а также о том, как заполнить декларацию на прибыль, можно узнать здесь.

Покупатель не может принять к вычету сумму НДС, поэтому должен восстановить ее в учете, а в декларации по НДС нужно заполнить строку 370, где указывается эта сумма.

Можно ли вернуть с истекшим сроком годности?

Если речь идет о продовольственных продуктах, то их можно вернуть как некачественные после того, как истек срок годности. Этот вопрос регулируется СанПиН 2.3.4.545-96, пунктом 3. Процедура возврата оформляется как реализация, т.е. у покупателя возникает выручка, а НДС уплачивается в бюджет.

Сделать это можно, если договор купли-продажи содержит пункт, в котором такая возможность предусмотрена.

Однако согласно Федеральному закону № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (ст. 13 п. 2) покупателю запрещается навязывать условия о возврате просроченного товара поставщику. Поэтому последний может и не включать данное условие в договор.

Тогда покупатель не сможет вернуть продукцию после истечения срока годности. Он должен будет передать его сторонней организации для последующей технической переработки или уничтожить самостоятельно.

Оформление

Процедура возврата товара подразумевает оформление ряда документов.

Необходимые документы

  1. В первую очередь необходимо составить претензию либо акт рекламации. В этом документе указываются реквизиты договора, на основании которого была осуществлена поставка, а также подробно описание причины возврата. Для составления акта можно воспользоваться формой ТОРГ-2.

  2. Факт возврата подтверждается соответствующим актом. Этот документ, который полностью называется «Акт о возврате товаров поставщику», должен содержать следующую информацию:

    • наименование ценностей;
    • их маркировка, сорт, тип;
    • количество, цена;
    • причина возврата;
    • цель возврата.

    Акт нужно составлять при возврате по любой причине (об общих правилах оформления возврата товара поставщику и на каких основаниях это можно сделать, читайте в этой статье).

  3. После оформления предыдущих двух документов покупатель нужно заполнить возвратную накладную. Составить ее можно на основании накладной ТОРГ-12. В ней, кроме наименований и реквизитов сторон, должно быть указано наименование и код товара, его количество и стоимость.

    Если покупатель и поставщик являются плательщиками НДС, то налог должен быть выделен.
  4. Если возврат происходит как процедура реализации, то обязательно составление счета-фактуры.

    Необходимость этого документа обусловлена тем, что, не имея его на руках, предприятие не сможет поставить сумму налога к вычету.

    Счет-фактура содержит в себе ту же самую информацию, что и накладная, а также номер платежно-расчетного документа (в случае уплаты аванса), страну происхождения товара, номер таможенной декларации (при наличии). Составляется он по стандартной форме.

От физического лица

Составление перечисленных документов обязательно для осуществления процедуры возврата между юридическими лицами.

Если же покупателем было физическое лицо, то используется накладная ТОРГ-13 и акт о возврате денежных средств по форме КМ-3. Это в том случае, если возврат был в этот же день. Иначе необходимо составить накладную на получение товара. Деньги выдаются по расходному кассовому ордеру.

Правила учета

Бухгалтерский учет возврата некачественной продукции зависит от конкретной ситуации.

До принятия

До принятия товара делаются такие записи:

  • Д76/2 «Расчеты по претензиям» — К60 на сумму некачественного товара.
  • Д002 на ту же сумму.
  • К002 при возврате товара.
  • Д51 – К76/2 при возврате денежных средств.

После принятия

Претензия поставщику оформляется проводкой Д76/2 – К60.

Для восстановления суммы НДС необходимы записи:

  • Д19 – К68.
  • Д76/2 – К19.

Поступление денежных средств от продавца: Д51 – К76/2.

От физического лица

Если покупателем некачественного товара было физическое лицо, то проводки будут осуществляться через следующие кодировки:

  • Д76 – К90/1 сторнирование выручки от реализации.
  • Д90/2 – К41 сторнирование покупной стоимости.
  • Д76 – К50 возврат денежных средств.

Что делать при отказе?

Не всегда поставщик признает, что продал некачественную продукцию и добровольно соглашается на возврат. Тогда покупателю нужно обращаться в суд.

В первую очередь составляется исковое заявление, в котором подробно объясняется причина возврата, перечисляются реквизиты документов, подтверждающих приобретение товара. Все эти документы нужно приложить к заявлению.

От суммы иска будет зависеть то, в какую судебную инстанцию подаются документы. Если общая сумма иска не превышает 50 тысяч рублей, то дело будет рассматривать мировой суд, если больше – районный.

Если размер иска меньше миллиона рублей, то госпошлину истцу уплачивать не нужно. Это положение установлено законом № 2300-1 и статей 333.36 Налогового кодекса. Иначе ее размер определяется как разница между расчетной величиной пошлины на сумму иска и пошлиной при иске на 1 млн.руб.

Рассмотрение претензии в суде занимает не более двух месяцев. Если имеются какие-либо уважительные обстоятельства, то срок может быть продлен. Если после вынесения решения ни одна из сторон не обжалует его, то оно вступает в силу в течение 30 дней.

Возврат некачественного товара поставщику регламентируется нормами Гражданского кодекса, а его бухгалтерский учет – Налоговым кодексом. В случае, когда продавец отказывается добровольно вернуть деньги, необходимо обращаться в суд. Дело будет рассмотрено в течение 2 месяцев и через 30 дней решение вступит в силу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!
Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.