Условия и порядок возврата и обмена медицинского товара. Может ли аптека отказаться принимать его назад?
Ошибки случаются у всех, но если эта ошибка стоит жизни или здоровья, то её желательно максимально нивелировать. Покупая медицинский товар, потребитель должен быть уверен в его соответствии заявленным качествам, иначе это риск.
Не стоит рисковать своим здоровьем, потребляя этот продукт, ведь вы можете его вернуть. Узнайте, подлежат ли обмену и возврату все медицинские товары, как их можно вернуть в аптеку и нужен ли чек на покупку изделия.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!
Показать содержание
- Можно ли по закону вернуть или обменять медицинские изделия?
- При каких условиях это возможно?
- Что понадобится и в какие сроки можно вернуть покупку?
- Порядок возврата или обмена
- Что делать при отказе?
Обращение в судМожно ли по закону вернуть или обменять медицинские изделия?
На основании приказа Минздравсоцразвития №785 от 14.12.2005 можно утверждать, что вернуть качественную аптечную продукцию после покупки в аптеку не представляется возможным. Однако это применимо не ко всем случаям.
Статья 18 закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 определяет, что покупатель имеет право вернуть товар с какими-либо недостатками (истекший срок годности, ненадлежащая упаковка товара и т.д.) и получить назад его полную стоимость.
На основании п. 1 статьи 18 вышеупомянутого закона известно, что потребитель в случае приобретения некачественного лекарственного товара может потребовать:
- заменить купленный товар аналогичным без указанных недостатков;
- заменить на товар схожего действия другой марки;
- потребовать компенсацию, разницу между прежним товаром и его заменой;
- потребовать вернуть деньги, затраченные на данный товар.
Аптечный ассортимент, не подлежащий возврату
Если к качеству товара у потребителя нет существенных претензий, то вернуть товар не получится. Сотрудник аптеки имеет все основания не принимать купленный товар обратно.
Существует перечень аптечных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Этот список законодательно закреплен Правительством Российской Федерации Постановлениями № 55 от 19.01.98 и №1222 от 20.10.98. В данном списке присутствуют:
- лекарственные препараты, которые используются для домашнего лечения;
- предметы личной гигиены (зубная паста, зубные щетки, расчески);
- косметические средства и парфюмерия (крема для кожи, средства для волос);
- медицинская аппаратура, приборы для контроля показателей здоровья;
- материалы для единоразового применения (шприцы, пластыри и т.п.).
Подробный перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату и обмену, можно посмотреть здесь.
При каких условиях это возможно?
Товар можно вернуть в аптеку, если было установлено, что он является недоброкачественным. На качество лекарственного средства влияют следующие критерии:
- Срок годности. Продукт по истечении срока годности не только теряет свои потребительские лечебные свойства, но и может вызвать массу неизвестных побочных эффектов. За продажу такого препарата и впоследствии за здоровье покупателя несет ответственность аптека.
Важно! В соответствии с п. 24 Постановления РФ № 55 срок годности лекарства должен быть достаточным для того, чтобы покупатель смог успеть употребить его по назначению. Фармацевт при продаже лекарства должен удостовериться, что оставшегося срока годности хватит.- Некорректная маркировка включает в себя ошибку в указании даты изготовления (или её полное отсутствие) или даты окончания срока годности, отсутствие информации о правилах хранения данного средства.
- Описание препарата в инструкции не соответствует его реальному виду. Инструкция внутри упаковки не соответствует купленному товару.
- Нет инструкции по применению к препарату.
- Негерметичная упаковка препарата.
Всё вышеперечисленное можно обнаружить довольно быстро, прямо в аптеке, а это значит, что купленный товар желательно проверить, не отходя от кассы.
Кроме того, перед употреблением лекарства важно ознакомиться с инструкцией, но потребители делают это не всегда. А ведь на кону стоит самое дорогое, что есть у человека — его здоровье.
Постановлением предусмотрены случаи, когда возврат товара без нареканий по качеству также может иметь место.
- Работник аптеки продал лекарство, которое приобретается по рецепту, без предъявления рецепта. Впоследствии потребитель обнаружил побочные эффекты, несовместимые с его заболеванием, или возможность летального исхода в некоторых случаях.
Такой препарат должен быть принят фармацевтом назад. Это является его ошибкой, поэтому препарат вернуть будет легко, ведь аптека может быть оштрафована или лишена лицензии.
- Если препарат приобретен потребителем по рекомендации фармацевта, но в инструкции были обнаружены недопустимые для потребителя противопоказания.
- Если фармацевт продал лекарство не той комплектации, которая была запрошена потребителем.
Внимание! Доказать последнее затруднительно, особенно в том случае, если у данной покупки нет свидетелей.Что понадобится и в какие сроки можно вернуть покупку?
Если покупатель выявил после приобретения недостатки у лекарственного препарата или товара, ему следует собрать следующие документы для возврата:
- заявление в свободной форме с просьбой вернуть или обменять товар;
- упаковка, инструкция лекарственного средства (или их копии), в зависимости от того, где дефект или несоответствие имело место быть;
- кассовый или товарный чек;
- рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту;
- показания свидетелей (если имеют место быть);
- гарантийный талон (если есть в наличии).
Покупатель имеет право обратиться с подобным требованием в любое время до окончания гарантийного срока товара. Когда у товара отсутствует гарантийный срок, в течение первых двух лет с даты приобретения.
Порядок возврата или обмена
Составление претензии
Когда потребитель сталкивается с бракованным товаром, первое, что он должен сделать — написать заявление в свободной форме на имя организации (в частности, на имя заведующего аптекой), где был приобретен товар. В претензии обязательно указываются следующие аспекты:
- Реквизиты организации, где был приобретен товар. Важно уточнить уставное название организации, должность и ФИО руководителя, на чье имя будет написано заявление. Эту информацию можно получить либо на сайте компании, либо в уголке потребителя в самой аптеке.
- ФИО и данные паспорта покупателя.
- Описание товара (серийный номер, артикул, модель, марка и т.д.) с указанием на его недочеты.
- Описание ситуации, при которой произошла покупка, а именно: дата, время, адрес торговой точки, ФИО работника аптеки.
- Описание, как именно и когда были обнаружены недостатки в товаре покупателем.
Если покупатель не сохранил чек, то в заявлении необходимо сослаться на п. 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей», которая определяет, что чек не является основанием лишения покупателя возможности возврата недоброкачественного товара после покупки. Если же чек есть — важно указать это в заявлении, это может ускорить процесс получения денежных средств.
В конце документа проставляется дата и подпись покупателя с расшифровкой. Претензия оформляется в 2-х экземплярах. На одном из них проставляется отметка продавца о том, что тот принял данную претензию к рассмотрению.
- Скачать бланк претензии в аптеку на возврат медицинских товаров
- Скачать образец претензии в аптеку на возврат медицинских товаров
Продавцы всегда стараются избежать возвратов, поэтому важно вооружиться нормативно-правовой базой для указания оснований к возврату. Можно опираться на следующие документы (их также важно указать в самом заявлении):
- статья 18 закона «О защите прав потребителей», которая определяет, что потребитель может вернуть товар, если тот оказался не должного качества;
- статья 309 ГК РФ, которая определяет, что продавец и покупатель должны исполнять свои обязательства в полной мере согласно слову закона;
- статья 310 ГК РФ, которая определяет, что ни одна, ни другая сторона не могут отказаться в одностороннем порядке от исполнения своих обязательств.
Статья 309 ГК РФ. Общие положения
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если товар возвращается в день покупки, то оформлять претензию не нужно. Основанием для возврата товара будет являться расходно-кассовый ордер (РО), подписанный руководителем аптеки.
Документальное оформление
Процесс оформления возврата товара зависит от того, в какой срок покупатель пожелал его вернуть.
Если это произошло в день покупки, то покупателю выдается расходно-кассовый ордер, по которому он тут же может получить в кассе расчет. Кассир составляет акт о возврате денег по неиспользованным кассовым чекам в одном экземпляре. В нем в обязательном порядке указываются следующие сведения:
- реквизиты и наименование организации согласно регистрационным документам, а также ИНН;
- марка, модель, номер ККТ, где был выбит чек при покупке;
- номер акта, дата его составления;
- номер чека-основания, стоимость сделанной покупки;
- ФИО и должность лица, с чьего разрешения делается возврат.
Данный документ оформляется один раз в конце дня, а не после каждого возврата. В него могут быть внесены несколько чеков. Форма акта КМ-3 унифицирована Постановлением Госкомстата России №132 от 25.12.1998.
В акте проставляются подписи нескольких должностных лиц: главного бухгалтера, кассира, старшего кассира, руководителя. Также документ сопровождается чеком покупки, возврат которой оформляют, и заявлением на возврат товара от потребителя. В некоторых случаях прилагается объяснительная от фармацевта, совершившего некорректную продажу.
Справка. Если кассовый чек утерян, покупатель пишет заявление об утере в свободной форме на имя организации.Если товар возвращается после дня приобретения, то вернуть деньги из операционной кассы при обращении клиента невозможно согласно письму ФНС от 11.04.2013 №АС-4-2/6710. В связи с этим данный акт не оформляется.
В этом случае при обращении недовольного покупателя составляется акт о возврате товара. Данный документ создается в произвольной форме в печатном или в рукописном варианте в 2-х экземплярах и там указываются:
- реквизиты организации и ФИО руководителя в шапке акта и реквизиты заявителя;
- товар и его дефекты;
- если акт составляется после экспертизы, то указывают её результаты;
- основание для возврата товара (можно указать нормативный документ).
На основании акта КМ-3 выписывается расходно-кассовый ордер по форме КО-2 и выдается денежная сумма покупателю из главной кассы организации.
Сроки
Вернуть денежные средства за некачественный товар продавец должен в течение 10 дней с момента обращения покупателя.
Если покупатель желает заменить товар на другой, то аптека обязана удовлетворить просьбу об обмене не позднее, чем через 7 дней с момента обращения покупателя с заявлением. Если требуется проведение экспертизы, то срок может быть продлен до 20 дней.
Что делать при отказе?
Если после подачи заявления в аптеку покупатель получил отказ в удовлетворении своей просьбы, то с этим письменным отказом можно обратиться в дальнейшем в следующие государственные и общественные организации в своем регионе:
- Росздравнадзор.
- Роспотребнадзор.
- Общество по защите прав потребителей.
Вышеперечисленные организации могут помочь потребителю отстоять свои права, поспособствовать санкциям в сторону аптеки за правонарушение. Если требование потребителя не было удовлетворено и таким образом, то он может обратиться в суд.
Обращение в суд
Покупатель может добиться возврата товара и его стоимости в принудительном порядке посредством составления иска в суд. В исковом заявлении следует указать:
- паспортные данные истца и реквизиты ответчика;
- реквизиты суда, куда обратился покупатель;
- персональные данные свидетелей покупки (если они есть);
- суть правонарушения и требование истца;
- список документов, прилагаемых к иску.
Подать исковое заявление можно:
- лично (в канцелярии суда);
- по почте (письмом с уведомлением о вручении);
- в электронном виде (через портал государственных услуг или через сайт суда).
К иску нужно приложить:
- Результаты независимой экспертизы (если проводилась).
Важно! Если экспертиза установит правомерность претензий покупателя, то оплачивать её надлежит продавцу. Верно и обратное.- Гарантийный талон, где указан гарантийный срок товара (если такой был выдан при покупке).
- Чек или заявление покупателя о его отсутствии.
- Копия заявления — претензии, которое подавалось в аптеку.
- Другие документы, имеющие отношение к делу (возможно, подтверждающие недостатки товара).
Можно обратиться в городской суд по месту жительства покупателя или по месту нахождения аптеки (с учетом того, что аптечные товары в цене зачастую не превышают 50 тыс. рублей, в остальных случаях обращаться стоит в мировой суд).
Статья 154 Российского Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает срок рассмотрения иска в 2 месяца с даты искового заявления. Истец освобождается от уплаты госпошлины, если сумма его требований не достигает 1 млн. рублей.
Хотите узнать больше о процедуре возврата и обмена технически сложных и непродовольственных товаров? Читайте статьи наших экспертов о том, как вернуть:Внимательный покупатель всегда проверяет товар, не отходя от кассы, а еще читает инструкцию препарата сразу по приходу домой, однако, откровенно говоря, таких покупателей немного. Для остальных законом предусмотрены специальные процедуры возврата товара продавцу. Если лекарственный препарат оказался с браком, не расстраивайтесь. Всё можно исправить, если хорошо знать свои права!
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!