8 (800)  302-76-94 Москва

Какие есть способы обмана при реализации товара, как защититься потребителю и что делать обвешенному покупателю?

Время на чтение: 5 минут Добавить в закладки

Мошенничество в торговле – очень распространённое явление. Потребители часто сталкиваются с обсчётом или обвесом как на рынках, так и в магазинах.

Чтобы недовесить товар, продавцы идут на хитрости, которые обычному человеку трудно заметить. Но если случилась ситуация, в которой потребитель был обманут, виновный должен быть привлечён к ответственности.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Что входит в это понятие?

Под понятием «обвес покупателя» обычно подразумевается продажа товарной единицы по весу меньше, чем должно быть. Это касается как продуктов питания, так и некоторых строительных материалов, купленных оптом.

Обвешивание выполняется не только с помощью гирь или тары, но и на механических и электронных весах. Такой вид мошенничества относится к одному из видов обмана покупателя и предусматривает административную ответственность. Обвешивание или обсчёт покупателя регулируется законом «О защите прав потребителей».

Какие есть способы обвешивания?

Существует большое количество различных способов обмана покупателей, которыми уже не один десяток лет пользуются недобросовестные продавцы. К самым распространённым относятся:

  1. Обвес на бумажку. Суть заключается в том, что небольшое количество товара взвешивается в пакете или на бумаге.
  2. Использование облегчённых гирь. Для того, чтобы сделать гирю легче, в ней просверливают отверстие, совершенно незаметное на первый взгляд. Этот вид обвешивания всё меньше пользуется спросом у недобросовестных сотрудников магазинов, поскольку любая проверка может с лёгкостью обнаружить нарушение.
  3. Обвес с походом – когда продавец специально кладет товара больше, чем требуется и придерживает пальцем чашу весов.
  4. Подкручивание весов. Если неправильно настроить весы, тогда они будут показывать на несколько граммов больше.
  5. Использование незаметных магнитов. Чаще всего такие магниты прячут под калькулятором или в пачке сигарет, или применяют специальные инструменты с магнитными ручками. Суть такого приспособления заключается в притягивании магнитной стрелки весов в большую сторону, таким образом увеличивая массу покупки.
  6. Ниточка, прикрученная к чаше весов. Во время взвешивания товара продавец незаметно тянет за неё и накручивает стоимость.
  7. Намеренное увеличение массы покупки с помощью воды или специального геля, который заранее вкалывают в продукты. Обычно этот метод используют для мясной и рыбной продукции.
  8. Использование обёрточной бумаги. Обычно она накидывает 15-20 лишних граммов веса, соответственно, стоимость покупки возрастает.
  9. Фасовка товаров в упаковки. Чаще всего, вес упаковки входит в стоимость изделия, что не является правильным.

Обман на электронных устройствах

Махинации с электронными весами начинают пользоваться всё большей популярностью. Рассмотрим, как продавец может обвесить на электронных весах. Существует несколько способов такого обвешивания:

  • перенастройка весов;
  • изначальная установка минимального веса в 10-50 грамм;
  • использование весов некачественного производства, которые не занесены в Госреестр средств измерительной техники;
  • весы специально устанавливают неровно, чтобы они показывали неточный вес.

Махинации с пакетом

Для совершения такой махинации продавцы используют обычный целлофановый пакет и скотч. Приклеивая пакет скотчем к корпусу весов, создаётся дополнительное давление. Таким образом, когда товар кладут на электронные весы, пакет натягивается, и вес увеличивается.

Обман на механических весах

Способы обмана с механическими весами более распространённые и простые:

  • продавец ставит весы так, чтобы потребителю не было видно измерительной стрелки;
  • использование облегченных гирек, в которых проделаны отверстия;
  • на дно чаши прикрепляется сильный магнит;
  • если резко бросить покупку на весы, то они сразу же покажут больший вес, чем есть на самом деле.

Чтобы не попасть на уловки мошенника, нужно внимательно наблюдать за его действиями и, в случае обвеса, постараться доказать свою правоту и наказать продавца.

Как защититься?

Недобросовестные продавцы могут обвесить как на рынке или в маленьком ларьке, так и в большом гипермаркете. Однако, случаи обвешивания именно на рынке встречаются чаще всего, так как там торговцы имеют большую свободу действий и часто используют махинации с гирями и весами.

Для того, чтобы продавец не смог добровольно повысить вес покупки, стоит соблюдать несколько простых правил:

  • перед взвешиванием товара нужно посмотреть на стрелку весов, она обязательно должна стоять на нулевой отметке и не дергаться резко во время накладывания изделия;
  • стоя в очереди, желательно проанализировать поведения продавца и, если что-то насторожит, проверить массу товара после совершения покупки;
  • попросить продавца перевесить покупку на контрольных весах для уточнения веса;
  • если торговец работает без кассового аппарата, можно попросить выдать товарный чек (о том, что делать, если чек не выдали, мы писали тут, а здесь вы узнаете, какая ответственность грозит продавцу за подобное нарушение).
Чтобы избежать ситуации, при которой товар недовесили, необходимо быть особенно внимательным при покупке в магазине или на рынке таких изделий как: сахар, мука, соль, конфеты, печенье, мясная и рыбная продукция.

Упаковки с сыпучими изделиями и продуктами животного происхождения вскрывают и помещаю на пару дней во влажное помещение, где они набирают воду и становятся тяжелее. Фасованный же товар раскладывают в специальные упаковки, взвешивают и указывают их стоимость вместе с весом самой упаковки, в супермаркетах такой вид мошенничества очень популярен.

Что делать, если это происходит в магазине или на рынке?

В ситуации, когда покупатель сталкивается с мошенничеством со стороны продавца, существует несколько путей решения подобной проблемы:

  1. Мирный выход из ситуации. Прежде всего надо проявить выдержку и вести себя спокойно, не ругаться и не кричать.

    Ели был замечен недовес товара, то для решения проблемы надо обратиться к продавцу с просьбой повторно взвесить недовешенный товар или самостоятельно проделать это на контрольных весах, чтобы убедиться в достоверности массы.

    Если продавец отказывается взвешивать покупку еще раз, тогда стоит обратиться к администрации магазина.

  2. Внесение жалобы в книгу жалоб. В ней необходимо изложить всю суть ситуации, сослаться на статью 10 закона «О защите прав потребителей», в которой говорится, что потребитель имеет право на своевременное предоставление необходимой и точной информации о товаре, в том числе и о его весе.

    Далее нужно указать свои требования, к примеру, это может быть требование о возврате потраченных денег или компенсация морального ущерба. После поставить дату, подпись и указать свои контактные данные для связи. Ответ на жалобу администрация магазина или продавец должны дать в течение пяти дней.

  3. Составить и предъявить в магазин претензию о возврате денежных средств. В претензии необходимо указать обстоятельства покупки, реквизиты продавца, который обслуживал, основания для возврата денег, законодательные нормы, регулирующие вопрос и изложить свои требования, а также поставить дату и подпись.

    Такой документ составляется в двух экземплярах. Один отдаётся продавцу, а второй потребитель оставляет себе.

Если ни жалоба, ни претензия не дают никакой ответной реакции, тогда нужно обратиться в высшую инстанцию для выяснения ситуации.

Как привлечь продавца к ответственности по закону и куда подать жалобу?

В случае обвешивания покупатель вправе привлечь продавца к ответственности по закону «О защите прав потребителей» и потребовать выплаты штрафа. Для этого нужно обратиться с жалобой в Федеральную службу Роспотребнадзора.

В документе необходимо указать:

  • полное наименование федеральной службы;
  • фамилию, имя и отчество заявителя;
  • адрес регистрации;
  • кратко и лаконично описать ситуацию;
  • привести нормативные акты и законы, которые были нарушены продавцом;
  • добавить свои требования к виновным;
  • поставить дату, подпись и её расшифровку.

Скачать бланк типовой жалобы в Роспотребнадзор

Такое заявление можно лично отнести в государственный орган, либо отправить его через интернет на официальном сайте Роспотребнадзора. Срок передачи жалобы не должен превышать семи дней с момента её подачи.

Если заявление примут, то начнётся процесс его рассмотрения. На это может потребоваться около 30 суток с момента регистрации. После чего на адрес отправителя будет отправлено письмо с результатами рассмотрения. Также обращение с жалобой может стать поводом для проведения внеплановой проверки магазина или продавца, и тогда нарушение будет пресечено.

Подробнее о том, что делать и куда обращаться в случае обмана в магазине, можно узнать тут.

Что делать, если магазин не реагирует на предписание Роспотребнадзора?

Если же администрация магазина не реагирует на предписание Роспотребнадзора, тогда обвешенный продавцом потребитель может подать иск в суд.

В таком случае, все жалобы и претензии, которые были составлены ранее, станут лишь дополнительными аргументами для составления судебного заявления. Суд обязан рассмотреть иск заявителя и потребовать от продавца выплаты административного штрафа в зависимости от его статуса.

Какова ответственность за данное мошенничество?

Обвешивание покупателя регулируется статьёй 14.7 КоАП РФ. В этой статье сказано, что, если продавец обманул (обвесил или обсчитал) потребителя, то он будет привлечён к административной ответственности. Однако стоит учитывать наличие погрешности во время взвешивания товара.

Для того, чтобы отличить мошеннические действия от погрешности измерений, Министерство промышленности и торговли разработало специальные нормы, которые входят в рамки погрешности. За преднамеренный обман покупателя продавец должен отвечать по закону. Если же продавец проигнорировал установленные правила, тогда ему грозит наказание в виде штрафа.

Размер штрафа определяется в зависимости от статуса торговца:

  • физическое лицо штрафуется от трёх до пяти тысяч рублей;
  • должностное лицо выше по статусу должно выплатить от 10 до 13 тысяч рублей;
  • юридическое лицо штрафуется на сумму от 20 до 50 тысяч рублей.
Если продавец не первый раз привлекается к ответственности, то штраф может быть увеличен в размере. Важно понимать, что процедура привлечения виновного к ответственности не всегда проходит быстро и просто, на неё требуется время и силы.
О других способах обмана покупателей читайте в наших отдельных статьях. Из них вы узнаете, что делать, если ценник не соответствует цене или вообще отсутствует и как действовать, если вам отказываются продавать товар.

Обвешивание в современном мире встречается очень часто. И для того, чтобы не сталкиваться с таким видом мошенничества в повседневной жизни, приобретая товары в магазинах и на рынках, стоит быть более внимательным и обращать внимание на поведение продавцов. Но если такая ситуация произошла, нужно до конца отстаивать свои законные потребительские права. Это поможет сократить число мошенников в сфере торговли и повысит уровень доверия между покупателями и продавцами.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!
Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.