Способы обмана покупателя и хозяев магазина со стороны продавцов. Как противостоять мошенникам?
Обман в магазине – это явление, с которым периодически сталкиваются практически все граждане страны. Нечистоплотные продавцы имеют в своем «арсенале» различные способы мошенничества.
Законодательство РФ защищает права покупателя, но многие из них просто не знают об этом, а потому не могут принять надлежащие меры. Любой человек может остановить противоправные действия, если в полной мере будет пользоваться своими правами.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!
Показать содержание
- Обман и введение в заблуждение покупателя – что это такое?
- Как могут ввести в заблуждение потребителя?
- Способы мошенничества продавцов
- Может ли торговое предприятие отказать в реализации товара?
- Что делать обманутому покупателю?
- Меры ответственности
- Как продавцы жульничают в отношении своих хозяев?
Обман и введение в заблуждение покупателя – что это такое?
С какими противоправными действиями, обманом со стороны продавца может столкнуться покупатель, придя в супермаркет или другой магазин? Основным документом, регламентирующим взаимоотношения покупателя и продавца, является ФЗ РФ от 7.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителя» (последняя редакция введена с 01.01.2019 по ФЗ от 29.07.2018 №250-ФЗ).
В нем устанавливаются обязанности продавца и права покупателя, а также способы защиты прав и ответственность сторон. Взаимоотношение сторон в магазине приравнивается к сделке по купле-продаже.
Согласно ст.178 ГК РФ она может признаться недействительной при серьезных правонарушениях со стороны продавца путем обмана или существенного введения покупателя в заблуждение. Разделить эти понятия достаточно сложно. Для этого используется ст.14.7 КоАП РФ «Обман потребителя» и ст.159 УК РФ «Мошенничество».
Суть рассматриваемых правонарушений заключается в следующем:
- Введение в заблуждение. Само понятие «заблуждение» определяется состоянием, когда человек уверен в каких-либо сведениях, хотя они не соответствуют действительности. В магазине такие сведения касаются цены, качества, технических характеристик и назначения товара, что приводит к покупке некачественной или ненужной продукции.
Со стороны продавца правонарушением в форме введения покупателя в заблуждение считается умышленное предоставление искаженной информации о товаре с целью его сбыта. Это может быть преувеличение достоинств или способностей изделия, неверная информация о:
- стоимости;
- качестве;
- сроке годности;
- производителе.
Обман – это прямое действие продавца, ведущее к извлечению незаконной прибыли, т.е. заранее спланированный противоправный умысел. Он может осуществляться путем:
По сути, оба правонарушения близки друг к другу, но введение в заблуждение касается лишь неправильной информации, а обман обусловлен сознательным нарушением закона с целью обогащения.
Как могут ввести в заблуждение потребителя?
Достаточно распространены такие способы введения вас в заблуждение:
- Отсутствие ценника на товар. Например, дорогостоящая продукция размещается рядом с похожим товаром с низкой ценой. При этом ценник стоит только на дешевом товаре.
- Несоответствие цены на ценнике и цены на кассе при расчете. Если покупается одно изделие, то это выявляется сразу и есть возможность отказаться от покупки.
Сложнее, когда покупается несколько разных товаров и среагировать на кассе не удается. «Уловка» продавца обнаруживается только дома при проверке чека, а значит, придется доказывать свою правоту. В этом случае у продавца есть стандартное обоснование – цены повысились вчера, а ценник забыли поменять, т.е. умышленного обмана не было.
Наиболее часто покупатель попадается на неверную информацию об «уникальности» товара.Продавец так расписывает достоинства, что доверчивый человек покупает его. В этом случае трудно привлечь продавца к ответственности, но обмен или возврат товара можно произвести в соответствии с Законодательством.
Способы мошенничества продавцов
Обман – это прямое мошенничество. Он может осуществляться такими распространенными способами:
- Обсчет. Это прямой обман, связанный с начислением большей суммы за товар или недодача сдачи. Выявлять его надо непосредственно у кассы, в противном случае доказать правонарушение очень сложно.
- Обвес. Продавцы-мошенники могут идти на разные ухищрения. При взвешивании могут использоваться:
- «подкрученные» весы;
- различные утяжелители;
- взвешивание упаковки;
- неровная установка весов.
Если товар расфасован по пакетам, то в них может быть небольшой недовес, который можно выявить только на контрольных весах. Наконец, товар может искусственно утяжеляться:
- замораживание с избыточной влагой;
- введение в мясные продукты влагоудерживающих ингредиентов;
- увлажнение гигроскопичной продукции (например, сахар).
- Невыдача кассового чека. Этот документ необходим для проверки правильности расчетов и возврата товара при необходимости. Невыдача его считается серьезным правонарушением, т.к. может покрывать прямой обман покупателя. Поэтому, очень важно знать, как вести себя покупателю, если ему не выдали кассовый чек.
В соответствии со ст.14.5 КоАП продавец (кассир) может быть оштрафован.При систематическом нарушении деятельность магазина может приостанавливаться на срок до 3 месяцев, а должностное лицо может лишиться свободы на срок до 2 лет при крупных сделках.
- Продажа несертифицированного или поддельного товара. Продажа товара без сертификата считается серьезным правонарушением. Согласно гл.14 КоАП РФ предусматриваются штрафы от 300000 до 1 млн.рублей.
При использовании поддельных сертификатов применяется уголовное наказание. Серьезным обманом признается торговля:
- подделками;
- фальсификатом;
- контрафактом.
Штрафы могут назначаться до 5 млн.рублей. Карается законом и торговля несанкционированным товаром собственного производства. Правонарушением считается наличие собственных цехов, не прошедших соответствующую сертификацию.
- Продажа товаров с истекшим сроком годности. В этом вопросе важно выделить намеренность действия. Доказательством его является осуществление определенных действий по скрытию факта просрочки:
- заклеивание надписи о сроке годности или исправление ее;
- переупаковка товара с указанием нового срока;
- перемешивание просроченного товара со свежей продукцией;
- маскировка внешнего вида различными способами.
Помимо указанных, распространенных видов обмана, мошенники могут прибегать и к другим способам.
Нередко можно встретить:
- пересортицу;
- сокрытие дефектов;
- перемаркировка;
- завышение сорта и категории.
Может ли торговое предприятие отказать в реализации товара?
Права покупателей защищены Законом №2300-1, а продавец обязан его обслужить. При этом все покупатели имеют абсолютно равные права. Закрепляется и право возврата товара в течение 14 дней после покупки.Продавец может отказать в обслуживании только в следующих обстоятельствах:
- Неадекватное состояние покупателя вызванное алкоголем или наркотиками.
- При наличии внутренних правил, регламентирующих торговлю. Такие правила должны быть закреплены в уставе и вывешены для обозрения.
- Возрастные ограничения по видам товара.
- Временные ограничения по видам товара, установленные нормативными документами.
- Наличие утвержденных норм отпуска товара в одни руки.
Любая другая причина отказа в обслуживании считается незаконной. В частности, не может считаться поводом:
- отсутствие наличных средств для сдачи;
- оставление товара для другого лица;
- претензии покупателя.
Что делать обманутому покупателю?
Покупатель, столкнувшись с правонарушениями в магазине, может воспользоваться следующими способами решения проблемы:
- Приглашение администратора или владельца магазина.
- Запись в жалобной книге с изложением сути правонарушения со стороны продавца.
- Оформление претензии. Она составляется в произвольной форме с указанием следующих сведений:
- фамилия продавца;
- время и место покупки;
- наименование и характер товара;
- суть претензии;
- предъявляемое требование;
- норма закона;
- обоснование.
Претензия оформляется в 2-х экземплярах, один из которых оставляется в магазине, а другой служит основанием для дальнейших действий.- Направление жалобы, претензии в территориальный контролирующий орган.
- Подача заявления в суд.
В соответствии с законодательством РФ основным контролирующим органом, обязанным обеспечить правильную работу магазинов, является Роспотребнадзор. Если проблема не решается на месте, то обманутый покупатель может обратиться в территориальное отделение данной организации.
К заявлению следует приложить вышеуказанную претензию. Обманутый покупатель имеет право подать иск в суд. При явно выраженном мошенничестве со стороны продавца можно обратиться в полицию или прокуратуру.
Меры ответственности
Магазин, как юридическое лицо, несет ответственность за неправомочные действия своего продавца. В соответствии со ст.14.7 КоАП РФ ему грозит денежный штраф:
- в размере 20000-50000 рублей при введении покупателя в заблуждение;
- до 500000 рублей при обмане.
Размер санкций определяется судом с учетом понесенных убытков. Если суд усматривает в обманных действиях мошенничество со стороны самого предпринимателя, то правонарушение попадает под ст.159 УК РФ (ч.5). В этом случае ему грозит:
- штраф до 300000 рублей;
- обязательные работы до 500 ч.;
- исправительные работы до 2 лет или лишение свободы до 5 лет.
Как продавцы жульничают в отношении своих хозяев?
Зарвавшийся продавец-мошенник способен обманывать не только покупателей, но и самого работодателя. Чаще всего используются такие способы:
- Продажа «левого» товара. Продавец реализует не только товар, поступивший по накладной, но и такой же товар, полученный по собственному сговору с поставщиком.
Иногда продается продукция, которая вообще добыта незаконными способами (скупка краденого) или кустарного производства. В этом случае имеется явный факт мошенничества, подпадающий под ст.159 УК РФ.
- Продажа по завышенной цене. Продавец сам завышает цену, а разницу кладет в карман. Доказать мошенничество легко, если есть самодельные ценники.
- Продажа списанного товара. В этом случае, воспользовавшись недостаточным контролем, продавец прячет просроченный товар или списывает товар фиктивно, а затем, продает его.
- Обман покупателя вышеописанными способами втайне от хозяина. В таком случае необходимо обращение обманутого покупателя.
В целом, обман продавцом своего покупателя подпадает под ст.140 УПК РФ, и работодатель должен обратиться в полицию. Если доказать правонарушение сложно, то используется проверенный способ – увольнение.Обман в магазине затрагивает интересы покупателя, а иногда и самого владельца торговой точки. Он может осуществляться разными способами, но законодательство РФ строго защищает права потребителей. Зная свои права, можно добиться полной компенсации убытков, а также морального ущерба. Свои права надо уметь отстаивать.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!