8 (800)  302-76-94

Какие бывают виды накладных и чем они отличаются?

Время на чтение: 7 минут Добавить в закладки

Различные операции на предприятии, связанные с отгрузкой и доставкой товара, сопровождаются формированием учетных документов.

Накладные сопровождают груз в процессе транспортировки, а также на их основании осуществляется списание с баланса предприятия отгруженных материальных ценностей. Каждый из видов документов первичной отчетности имеет свою форму и особенности заполнения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Какие бывают типы ТН?

На предприятии может быть организован стандартный бумажный документооборот, а может быть внедрен автоматизированный механизм электронного документооборота.

Соответственно, накладные могут формироваться на бумажном носителе или в электронном виде. Если электронный документ подписан квалифицированной подписью, то он считается равнозначным документу на бумажном носителе с собственноручной подписью (п.1 ст.6 Закона от 06.04.2011г. №63-ФЗ).

  • Бумажные накладные составляются в 2-х экземплярах: один документ остается на предприятии, а другой предоставляется покупателю. Такой документ в обязательном порядке должен быть заверен руководителем и начальником бухгалтерии.

    При транспортировке груза накладная передается водителю. Если в документе были допущены ошибки, их можно исправить, заверив изменения подписями со стороны продавца и покупателя.

  • В электронном виде документ составляется в одном экземпляре, но состоит из двух файлов. Первый файл заполняет продавец, а второй — покупатель. Подписывается такой документ электронной подписью с обеих сторон.

    Накладная отправляется покупателю только в электронном виде, водитель при транспортировке груза на руки получает только товарно-транспортную накладную.

Важно! Если в электронной накладной была допущена ошибка, то исправить ее уже не получится. В таких случаях составляется акт о выявленном отличии и согласовывается с контрагентами.

Что удобнее — бумажные или электронные?

Внедрение в организации электронного документооборота имеет свои плюсы и минусы. Так, к преимуществам относятся:

  1. Ускоряется процесс создания, получения и исполнения документов.
  2. Повышается эффективность контроля за процессами.
  3. Повышается качество и оперативность рабочих процессов, так как требуется меньше времени на поиск в базе необходимых документов, формирование реестров и отчетов.
  4. Не распространяется лишняя информация, так как каждый сотрудник имеет доступ только к определенным документам.

Но такой современный подход к созданию и хранению документов имеет и свои минусы:

  1. Риск потери информации при выходе из строя техники.
  2. Проблема с обучением персонала, такого рода нововведения требуют получения новых навыков от сотрудников.
  3. Внедрение электронного документооборота требует больших финансовых затрат.
  4. Ограниченный список партнеров — не все компании работают с электронными документами.

Однозначно трудно сказать, что какой-то тип накладных является более удобным.

Например, в бумажной накладной можно внести любые изменения, просто поставив подписи, сделать это с электронным документом гораздо сложнее, что может создать дополнительные трудности. Но, с учетом всех плюсов, можно сказать, что электронные накладные делают процесс более автоматизированным и четким.

Разновидности

Товарная

Товарная накладная (ТН) передает права собственности на товар от продавца покупателю и представляет собой первичный документ бухгалтерского учета.

ТН составляется по форме ТОРГ-12, утвержденной Постановлением от 25.12.1998г. №132, но законодательство не запрещает использовать самостоятельно разработанный на предприятии бланк.

ТН составляется в двух экземплярах: для продавца и покупателя. Форма подписывается руководителем предприятия и бухгалтером, также это сделать могут и другие уполномоченные сотрудники.

В ТН содержится следующая информация:

  1. данные о грузоотправителе и грузополучателе;
  2. реквизиты договора между сторонами;
  3. номер и дата формирования документа;
  4. информация о товаре, соответствующая данным счет-фактуры;
  5. подписи лиц, отвечающих за отпуск груза и печать организации-поставщика.
Справка! В некоторых случаях ТН может быть объединена со счет-фактурой.

Прочитать о транспортной накладной по форме Приложения 4 можно тут, а здесь мы рассказывали, чем ТН отличается от ТТН.

Товарно-транспортная

Товарно-транспортная накладная (ТТН) оформляется в тех случаях, если передача товара от поставщика к получателю будет осуществляться с использованием транспорта. Документ оформляется в любом случае, даже если в роли перевозчика выступает одна из сторон сделки. Документ составляется по форме 1-Т.

Сравнение товарной и товарно-транспортной накладной:

  1. ТТН выписывается отправителем товара только тогда, когда для доставки используется транспорт, а ТН в любом из случаев.
  2. В ТТН не учитывается факт продажи груза, ее могут использовать даже при перемещении товара между складами одного предприятия, при этом в ней также указывается транспортное средство, с помощью которого перевозится груз.

    В ТН отображается факт перехода прав собственности на товар при его продаже, в документе указывается стоимость и количество приобретаемого товара.

Расходная

Расходная накладная составляется в тех случаях, когда необходимо оформить движение ТМЦ. Также ее используют для оформления возврата продукции. Установленная форма бланка отсутствует, в организациях могут использовать свой шаблон или же бланки по форме ТОРГ-12, ТОРГ-14 и т.п. В содержании указывается следующая информация:

  1. номер и дата создания;
  2. сведения об отправителе и получателе;
  3. реквизиты договора между сторонами;
  4. наименование, количество, цена и прочая информация о ТМЦ;
  5. подписи ответственных сотрудников и печать организации.

Оформляется минимум 2 расходных накладных: для отправителя и получателя.

Приходная

Приходные накладные используются для учета поступившего на предприятие товара. Они остаются на складе и используются для ведения складского учета. В документе фиксируются следующие данные:

  1. реквизиты организации;
  2. название склада;
  3. данные о товаре;
  4. лица, ответственные за передачу и хранение ТМЦ.
Внимание! Форма приходной накладной может быть любой. Чаще всего используют установленные бланки ТОРГ-12, ТОРГ-13.

На отпуск изделий

Накладная на отпуск товара формируется по форме ОП-4. Документ используется для:

  • передачи материалов со склада в производство;
  • отражения отпуска готовой продукции из кухни в мелкорозничные точки;
  • контроля перемещения продуктов.

В бланке обязательно указывается наименование организации, перечень продуктов, их количество и стоимость. Форма ОП-4 составляется минимум в 2-х экземплярах: один для отдела бухгалтерии, а второй для лица, получившего товар. На бланке должны присутствовать подписи ответственных работников, а также печать предприятия.

Расходно-приходная

Расходно-приходная накладная, как правило, используется в мелкорозничной торговле. Документ составляется по форме ТОРГ-14 (Постановление № 132). В форму ТОРГ-14 вносится следующая информация:

  1. данные о товаре и продавце;
  2. должность лица, которое передает товар на реализацию;
  3. проданные товары;
  4. остаток товаров;
  5. размер выручки.

Бланк составляется в двух экземплярах: для лица, который занимается реализацией товара и для складского учета.

На внутреннее перемещение

Накладная на внутреннее перемещение заполняется по форме ТОРГ-13 (Постановление №132) и используется для передвижения ТМЦ внутри одного предприятия, при этом перевозчики со стороны не задействованы. Оформляется в двух экземплярах. Один остается у сотрудника, который сдает ТМЦ, а другой передается лицу, которое их принимает.

Справка. Бланк ТОРГ-13 подписывается обеими сторонами и передается в бухгалтерию для ведения учета. В нем указывается наименование предприятия, номер и дата формирования документа, отправитель и получатель, а также таблица с товаром.

На отпуск материалов на сторону

Если необходимо осуществить передачу товара, например, представителю организации, то документально это оформляется с помощью накладной на отпуск материалов на сторону. Для таких целей используется форма М-15. Составляется она в двух экземплярах: для отправителя и получателя.

Такого рода перемещения производятся на основании распоряжения руководства, полученного в письменной форме. В накладной по форме М-15 указываются:

  1. дата составления;
  2. наименование подразделения, ответственного за поставку товара;
  3. название и характеристика товара;
  4. стоимость ТМЦ.

В бланке ставят свои подписи сотрудники, которые отпустили товар, бухгалтер и представитель получателя.

На передачу готовой продукции

Для оформления передачи готовой продукции на склад для хранения используется бланк по форме МХ-18. Документ оформляется в двух экземплярах. Один бланк нужен для того, чтобы подразделение списало определенную продукцию, а второй — для ее оприходования. В бланке ставят подписи лица, несущие материальную ответственность за списание и получение продукции. Готовая накладная передается в бухгалтерию.

Подробнее о накладной на передачу готовой продукции в места хранения читайте тут.

На возврат продукции

При возврате товара используют бланк формы ТОРГ-12, но в нем указывают запись «накладная на возврат». Оформляется 2 бланка накладной. Стоимость товара в документе на возврат не должна отличаться от стоимости, указанной в накладной при поступлении груза от продавца.

В тексте документа должна быть описана причина возврата товара. На готовом бланке обязательно должна быть проставлена дата его формирования и печать организации.

Скачать образец возвратной накладной по форме ТОРГ-12

Транспортная

Транспортная накладная — это документ первичного учета, необходимый для сопровождения груза во время его передвижения от отправителя к получателю. В бланке имеются следующие разделы:

  1. отправитель и получатель груза;
  2. наименование и характеристика груза;
  3. документы, сопровождающие поставку товара;
  4. место приема и сдачи груза;
  5. условия перевозки;
  6. дата и подписи сторон.
Справка. Оформляется транспортная накладная, если для перевозки товара привлекается транспортная компания.

Требование-накладная

Требование-накладная относится к внутреннему документообороту предприятия. Заполняется она по форме М-11 и используется при перемещении ТМЦ между подразделениями одного предприятия.

В бланке указывается перечень ТМЦ, их отправитель и получатель. Для перемещения формируется два бланка, по одному для каждой из сторон. Лица, несущие материальную ответственность за перемещение ТМЦ, проставляют в документе свои подписи.

Сравнение с универсальным передаточным документом

УПД — это документ, который объединяет в себе счет-фактуру и первичный бухгалтерский документ, в котором фиксируется совершение хозяйственной операции. При его использовании не нужно отдельно заполнять ТН или ТТН и прилагать к ним счет-фактуру. Достаточно только заполнить все необходимые графы в УПД.

Форма документа утверждена в Письме ФНС № ММВ-20–3/96@, но организации имеют право корректировать ее по своему усмотрению.

Все шаги на предприятии, включая перемещение ТМЦ, их продажу и отгрузку, сопровождаются формированием соответствующих документов. Многие из них имеют форму, утвержденную на законодательном уровне.

Каждый из документов заполняется в соответствии с установленными правилами и участвует в документообороте предприятия. Накладные, за исключением ТТН, могут формироваться в бумажном или электронном виде.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!
Все статьи рубрики "Виды накладных ":
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!
Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.