Нюансы оформления накладной – кто и в каком порядке подписывает ее со стороны покупателя и поставщика?
Правильное оформление учетной бухгалтерской документации – это не только прихоть бухгалтера, но и требование государственных органов.
Только правильно оформленные документы могут быть приняты к учету или предъявлены в качестве доказательства в суде.
В статье узнаем, обязательно ли подписывать документ, кто должен это делать, а также как наделить правом подписи сотрудника организации.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!
Показать содержание
- Обязательно ли подписывать документ?
- Кто должен это делать со стороны покупателя и поставщика?
- Как наделить сотрудника правом подписи?
Приказ на предоставление и получение такого права Оформление доверенности Унифицированные типы доверенностиОбязательно ли подписывать документ?
Накладная относится к первичным учетным документам. Их обязательными реквизитами являются наименования должностей лиц, совершивших операцию и ответственных за её оформление, а также их подписи с указанием фамилий и инициалов.
Учетные документы, не подписанные уполномоченными на то лицами, считаются недействительными.
Кто должен это делать со стороны покупателя и поставщика?
Со стороны покупателя накладную подписывает лицо, принявшее груз, со стороны поставщика – непосредственно отпустившее груз и главный бухгалтер (при наличии). С обеих сторон её подписывают руководители организаций или индивидуальные предприниматели.
На основании доверенности подписи могут поставить и иные лица.
Как наделить сотрудника правом подписи?
Наделить другое лицо правом подписи можно изданием соответствующего приказа и выдачей доверенности. Последняя может быть выдана при отсутствии приказа, но сам по себе приказ не разрешает подписывать первичные учетные документы.
Обычно доверенность выдается представителям, непосредственно отпускающим и принимающим груз.Приказ на предоставление и получение такого права
Приказ может быть издан только в отношении работников, подписавших трудовой договор. Его можно составить в произвольной форме, если образец не утвержден локальными нормативными актами.
Обязательными реквизитами приказа являются:
- полное наименование организации или фамилия, имя и отчество предпринимателя (с указанием статуса);
- название документа, его номер, дата и место составления;
- должность, подпись, фамилия и инициалы подписавшего.
Приказ могут подписать руководитель организации или предприниматель лично, а также лицо, которому право подписи таких распорядительных актов предоставлено доверенностью.
По общепринятым нормам приказ должен иметь основание. Им обычно является необходимость исполнения действующего законодательства, её можно сформулировать так: «В целях обеспечения выполнения норм федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ».
После основания пишется слово «Приказываю».
Далее располагается основная часть распорядительного акта. Она должна состоять минимум из трех позиций и содержать следующие указания:
- Предоставить сотруднику (указывается его должность, фамилия и инициалы) право подписи бухгалтерских и налоговых документов (их перечень можно детализировать, а также указать срок действия приказа).
- Удостоверить подпись сотрудника в качестве образца подписи, используемой при оформлении документов (подпись может быть указана здесь же или размещена в отдельном поле внизу страницы или на отдельном листе).
- Возложить ответственность за выполнение приказа на конкретное лицо (с указанием его должности, фамилии и инициалов, как правило, это главный бухгалтер или непосредственный руководитель сотрудника, который будет подписывать документы).
Все указанные в приказе должны быть ознакомлены с ним под роспись.
Также приказ может содержать визы руководителей структурных подразделений, имеющих отношение к решению этого вопроса.
Приказ действителен до завершения срока, указанного в нем, увольнения работника, которому доверено такое право, или смены им должности, а также издания распорядительного акта об отзыве права подписи. Увольнение руководителя организации, лица, подписавшего приказ по доверенности или ответственного за исполнение, не являются основаниями для признания приказа недействительным.
Оформление доверенности
На подпись накладных может быть выдана доверенность:
- с неограниченными полномочиями (генеральная);
- для выполнения конкретных поручений в указанный период (специальная);
- для осуществления конкретного задания (разовая) — её можно выдать как сотруднику организации, так и стороннему лицу.
Выдать доверенность могут только руководитель организации или предприниматель лично. Иное лицо может выдавать доверенность с такими полномочиями только в том случае, если ему также предоставлено право подписи этих документов с возможностью его передоверить.В доверенности от имени юридического лица указываются:
- название документа;
- номер по внутреннему документообороту (при необходимости);
- место выдачи;
- дата выдачи (число и месяц указываются прописью);
- полное наименование и реквизиты (ОГРН, ИНН, КПП, адрес места нахождения);
- должность, фамилия, имя и отчество выдающего доверенность, документ, подтверждающий его полномочия;
- сведения о доверенном лице (фамилия, имя и отчество, данные паспорта или иного удостоверения личности, место постоянной регистрации);
- перечень действий, которые доверенное лицо имеет право совершать от имени доверителя, в том числе какие документы он может подписывать;
- срок действия (максимальный срок действия доверенности не предусмотрен, если срок не указан, она действительна один год);
- право передоверия полномочий или запрет на него;
- удостоверение подписи доверенного лица;
- должность, подпись, фамилия и инициалы выдавшего доверенность.
- Скачать бланк доверенности для подписи накладных
- Скачать образец специальной доверенности для подписи накладных и счетов-фактур
Индивидуальные предприниматели вместо сведений об организации и выдающем доверенность указывают свой статус, полные фамилию, имя и отчество и реквизиты (ОГРНИП, ИНН, адрес постоянной регистрации).
Доверенность заверяется печатью, если организация или индивидуальный предприниматель их используют.Доверенность действительна до завершения срока своего действия, её отзыва, ликвидации организации в установленном законом порядке, смерти индивидуального предпринимателя или введения в отношении них процедуры банкротства.
По желанию второй стороны ей может быть предоставлена копия доверенности, заверенная печатью. Если организация или предприниматель в своей деятельности не используют печать, копия должна быть заверена нотариально.
Унифицированные типы доверенности
Для упрощения документооборота покупатели могут использовать унифицированные формы М-2 и М-2а. Это разовые доверенности, в которых отражается перечень конкретных материальных ценностей и их количество, которые доверенное лицо должно получить у конкретного поставщика по указанному в них договору или счету.
- Скачать бланк доверенности по форме М-2
- Скачать образец доверенности по форме М-2
- Скачать бланк доверенности по форме М-2а
- Скачать образец доверенности по форме М-2а
При предоставлении поставщику оригинала такой доверенности, подпись руководителя организации или доверенного лица в накладной может не проставляться, так как она содержит все необходимые подписи и реквизиты.
В этой статье мы разобрали как оформляется доверенность на накладную. О том, какие бывают виды накладных, о порядке оформления и хранения и как заполнить документ, мы писали ранее.Ниже можно ознакомиться с другими нюансами, касающимися накладных:
- Что такое порядковый номер и зачем он нужен?
- Что такое счёт-фактура и чем она отличается от накладной?
- Как правильно провести проверку через ЕГАИС?
- Как через ЕГАИС подтверждать, отказываться или переотправлять ТТН?
Подписание накладной по приказу не допускается, в этом случае она считается недействительной. Если же другой стороной предоставляется документ, подписанный по доверенности, необходимо уточнить, действительно ли подписавший может совершать такие действия. При подписании накладной неуполномоченным на то лицом, сделка скорее всего будет признана недействительной.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!