Что такое накладная, для чего нужен этот документ в бухгалтерии и что он подтверждает?
Любые операции, производимые организациями по перемещению товаров, всегда должны сопровождаться соответствующими документами. Они носят название первичных и применяются в бухгалтерском учёте.
Рассмотрим накладную, каково ее основное назначение в бухгалтерии, зачем она нужна при реализации продукции, является ли эта бумага документом, подтверждающим факт оплаты товара, чем отличается от счета-фактуры и другие нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!
Показать содержание
- Определение, что это такое в РФ
- Для чего нужна и что подтверждает?
- Создание данной бухгалтерской формы
- Проверка статуса в ЕГАИС
- Отличие от счёта-фактуры
Определение, что это такое в РФ
Накладная является основным первичным сопроводительным документом, который используется как в организациях, так и между юридическим и физическим лицом.
Бухгалтерская накладная — это документ, который оформляется при переходе товара или материальных ценностей из собственности одного лица (продавца) к другому (покупателю).
Для чего нужна и что подтверждает?
Данный документ нужен для того чтобы задокументировать переход права собственности на ТМЦ. Он является обязательным элементом транспортировки грузов и не зависит от того, какой транспорт используется для перемещения ТМЦ.
Документ используется для того, чтобы отразить информацию о поставщике и покупателе и необходим для того, чтобы покупатель смог сверить поставленную продукцию. Он подтверждает факт поставки товара и факт его отгрузки, то есть получение продукции покупателем, но факт оплаты накладные не подтверждают.Существуют случаи, когда товар не оправдывает ожиданий покупателя, например, фактическое количество не соответствует с документным или товар плохого качества. В такой ситуации с помощью данного документа покупатель может осуществить возврат или замену продукции.
Создание данной бухгалтерской формы
Накладная заполняется в тот момент, когда осуществляется передача товара, либо сразу по её завершению. Она составляется в двух экземплярах, один остаётся у организации-продавца, а второй передаётся организации-покупателю. Составляет документ сторона, поставляющая ТМЦ.
В её состав входят сведения, необходимые для того, чтобы идентифицировать стороны и перемещаемый груз. Реквизиты, которые необходимо заполнить:
- Данные о сторонах: наименования предприятий.
- Дата, когда заполнен документ, его номер. Номер является обязательным реквизитом и используется для учёта порядка и синхронизации процессов. Для данного документа законодательством не предусмотрена строгая нумерация, поэтому тип нумерации выбирает само предприятие.
- Основание для сделки, например, договор купли-продажи, заказ-наряд и т.д.
- Данные о поставляемой продукции: наименование, количество, единицы, стоимость.
- Информация о лицах, принявших участие в сделке, их подписи (об особенностях подписания накладной читайте тут).
Накладная обязательно подлежит заверению печатью, если получение производится без доверенности. В случае получения по доверенности печать не нужна.
Формально документ потеряет силу в случае неполноты информации, поэтому все графы должны быть заполнены. И обязательно, чтобы они были заполнены верно.
В документе недопустимы помарки, исправления, зачёркивания, нечитаемый текст и т.д. В случае, если внесены ошибочные или неточные данные, заполняется новый экземпляр.Более детально о заполнении накладной можно прочитать в этой статье, а здесь мы рассказывали о ее оформлении и проверке.
Проверка статуса в ЕГАИС
ЕГАИС — это некая база, в которой находятся все необходимые данные об алкогольной продукции. С использованием этой системы можно проверить статус накладной, подтверждение факта закупки. А также можно узнать информацию об отправителе, номер, дату отправки и т.д.
Чтобы узнать местонахождение накладной необходимо располагать информацией только о идентификационном номере транспортного пакета, присвоенного перед отправкой.
Для проверки документа необходимо заполнить поле для идентификационного номера в соответствующем разделе, ввести защитный проверочный код и нажать на кнопку «запрос».
Подтверждение накладной в ЕГАИС осуществляется:
- Если склад продавца расположен в черте города – в течение 3 дней после поставки.
- Если склад расположен за городом, в сельской местности – в течение 7 дней.
Подтвердить документ можно в личном кабинете. Нужно выполнить следующие действия:
- Пересчитать продукцию и её номенклатуру, сравнить данные с электронной накладной и информацией в бумажных документах, сопровождающих поставку.
- Если данные сходятся, формируется акт о принятии накладной в ЕГАИС, что и будет считаться подтверждением.
В случае необходимости переотправить накладную, получатель груза может осуществить это через личный кабинет: сервер, с помощью идентификатора накладной, найдёт документ и переотправит его самостоятельно.Подробнее о проверке накладной в ЕГАИС читайте здесь.
Отличие от счёта-фактуры
Главная разница заключается в том, что счёт-фактура используется как основание для зачёта НДС и не фиксирует передачу ТМЦ. Он оформляется на оплату ТМЦ.
Форма этих документов отличается: для счёта-фактуры она строго регламентируется, а накладная имеет свободную форму. Счёт-фактура подписывается только продавцом, а накладная ещё и покупателем.
Больше информации об отличии накладной от счет-фактуры вы узнаете тут, а здесь мы рассказывали, чем отличаются разные виды накладных.
Такой официальный документ, каким является накладная, необходим для осуществления сделок по реализации продукции, при купле-продаже. Без него не было бы возможности подтвердить отправление и приём продукции, что сильно бы затрудняло работу с перемещением ТМЦ.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!