8 (800)  302-76-94

Подлежит ли возмещению вред, причиненный вследствие недостатков товара? Ответственность и компенсация

Время на чтение: 5 минут Добавить в закладки

Гражданский Кодекс РФ и закон о «защите прав потребителя» регламентируют право на компенсацию материального ущерба, причиненного вследствие услуги или товара ненадлежащего качества. Чтобы требование оставалось правомерным, необходимо направить претензию в сроки, установленные законом, а также с подробным описанием обстоятельств произошедшего.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Что говорит закон?

На основании п. 1 ст. 14 закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный вследствие недостатков товара или услуги, подлежит компенсации в полном объеме. Изготовитель обязуется исполнить требования потребителя независимо от наличия возможности выявить дефект средствами технической или научной инженерии (п. 4 ст. 14).

В соответствии с п. 5 ст. 14 имущественный вред не подлежит возмещению, если ущерб нанесен по причинам, не зависящим от производителя, продавца или исполнителя, в том числе по причине ненадлежащей эксплуатации или иных действий потребителя. Аналогичное условие регламентировано ст. 1098 ГК РФ.

Важно! Компенсация морального вреда подлежит удовлетворению независимо от виновных действий со стороны реализатора или изготовителя, если причинен ущерб жизни и здоровью лиц, использующих услугу или товар (ст. 1100 ГК РФ).

Условия

Основания для возникновения соответствующего права потребителя регламентированы ст. 1095 ГК РФ. Требования о компенсации вправе предъявлять физические и юридические лица. При этом за потерпевшей стороной остается право на выбор лица, к которому будет обращено требование: производителю или продавцу. Условия:

  • причинение имущественного, морального или физического вреда, наступившего вследствие дефектов продукции или оказания услуги;
  • сокрытие информации о дефектах;
  • отсутствие информации об особенностях эксплуатации товара, влекущие причинение вреда жизни или здоровью;
  • не предоставление исчерпывающих сведений о продукции, установленных в перечне ст. 10 ЗоЗПП;
  • наличие причинно-следственной связи между действиями исполнителя, продавца, изготовителя по реализации или обращению товара и последствиями возникновения ущерба.

Имущественный и моральный вред подлежит возмещению независимо от наличия или отсутствия прямого умысла или вины продавца, а также письменного договора о передаче изделия или оказании услуг с потерпевшей стороной.

Потребитель не вправе требовать компенсации в случае, если товар приобретался в целях реализации предпринимательской деятельности.

Кто несет ответственность?

Согласно ст. 1096 ГК РФ юридические и физические лица несут равные обязательства по исполнению требований потребителя, обращенных на компенсацию имущественного вреда.

Статья 1096 ГК РФ. Лица, ответственные за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги

  1. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара.
  2. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).
  3. Вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

Право на выбор ответственной стороны закреплено за потерпевшим, где ответственным лицом выступают:

  • продавец;
  • изготовитель;
  • исполнитель в случае договоренности об оказании услуг.

Все перечисленные лица могут единовременно выступать ответчиками и ответственной стороной, в частности, в случае ненадлежащего или недобросовестного информирования потребителя о характеристиках и свойствах продукции.

Подробнее о том, кто несет ответственность за реализацию товара ненадлежащего качества, мы рассказывали тут.

На стороне заявителя могут выступать все пострадавшие лица, понесшие убытки вследствие недостатков товара, независимо от их участия в сделке купли-продажи или оказания услуг, в том числе получившие дефектную продукцию в порядке наследования или дарения.

На нашем сайте вы найдете и другие материалы, посвященные теме товаров ненадлежащего качества. Прочтя их, вы сможете узнать о том, как происходит списание брака в торговле, что считается существенным недостатком технически сложного товара, что покупатель может требовать от продавца при покупке некачественного товара, а также как и в какие сроки происходит устранение недостатков товара.

Порядок предъявления требований

Сроки обращения

Законом установлены конструктивные сроки, в течение которых заявитель вправе обратиться к виновной стороне с требованием о возмещении ущерба. Соответствующие положения регламентированы ст. 1097 ГК РФ, где сроки варьируются в пределах и зависимости от следующих обстоятельств:

  • в течение срока, в который товар пригоден для эксплуатации;
  • в течение 10 лет, если срок эксплуатации не установлен;
  • в течение неограниченного времени, если срок эксплуатации не установлен в противоречии с требованиями законодательства.

О том, в какие сроки можно обратиться с претензией при выявлении скрытых недостатков товара, мы подробно рассказываем в этом материале.

Порядок обращения не зависит от времени в случае, если потребителю предоставлена недостоверная или неполная информация о продукции и особенностях ее эксплуатации.

Куда обращаться?

Закон не устанавливает обязательство по досудебному урегулированию споров по компенсации имущественного вреда, если потерпевшим выступает физическое лицо. Исключением является ущерба, вытекающий из договоров об оказании услуг связи, а также пассажирской или грузовой транспортировки (ст. 132 ГПК РФ). Тем не менее соблюдение претензионного порядка позволит урегулировать конфликт мирным путем и избежать судебных издержек.

Претензия направляется следующими способами:

  • лично в пункте розничной продажи и реализации некачественного товара;
  • посредством почтового сервиса на юридический адрес продавца;
  • посредством сети-интернет на торговой площадке реализатора.

Необходимо предоставить документы, подтверждающие покупку и подкрепляющие требования потребителя. Среди них:

  • квитанции об оплате юридических услуг;
  • акты проведения исправительных и ремонтных работ;
  • счета за оказание медицинской помощи.
В дополнение заявитель может предоставить фото- и видеоматериалы, отражающие последствия ущерба, а также акты экспертной оценки.

О том, что делать и куда обращаться, если произошла покупка некачественного товара, мы рассказывали тут.

Оформление претензии за ущерб от некачественной покупки

В тексте претензии помимо реквизитов, обстоятельств произошедшего и описания недостатков товара, необходимо выразить требования по возмещению имущественного вреда с учетом следующих особенностей:

  • В случае потери трудоспособности, потребуйте компенсации утраченного заработка, подтвердив его справкой с места работы и копией больничного листа.

    Пример: в связи с причинением вреда, вызванным вышеуказанными недостатками товара, я проходил лечение в (наименование медицинского учреждения) и утратил заработок за период нетрудоспособности (дата) по месту основной работы в размере (сумма) рублей.

  • Потребуйте компенсации затрат на медицинское обслуживание, указав реквизиты медицинского учреждения и приложив чек об оплате услуг.

    Пример: в связи с причинением вреда, вызванным вышеуказанными недостатками товара, я проходил лечение в (наименование учреждения), где мне были оказаны услуги по (перечень услуг) стоимостью (сумма) рублей.

  • Потребуйте компенсации затрат, причиненных имуществу, подтвердив актом экспертной диагностики или чеком об оказании ремонтных услуг.

    Пример: вследствие указанных недостатков товара моему имуществу (перечень) был причинен ущерб (описание ущерба), в результате чего я понес расходы на (перечень услуг) в размере (сумма) рублей.

Все перечисленные обстоятельства необходимо оканчивать ссылкой на подтверждающий документ. Пример: (описание обстоятельств), что подтверждается (наименование документа). Ниже указывается требование по возмещению вреда с ссылками на ст. 14 ЗоЗПП в совокупном размере, указанием сроков исполнения и реквизитов банковского счета.

Аналогичным образом опишите расходы за почтовые и юридические услуги.

Отдельно потребуйте компенсацию морального вреда. Пример: в результате вышеуказанных недостатков я перенес нравственные и моральные страдания, в связи с чем требую компенсировать моральный вред, который я оцениваю в (сумма) рублей.

Как составляется типовая претензия о приобретении некачественного товара узнаете здесь.

Проведение экспертизы

На основании п. 5 ст. 18 ЗоЗПП продавец вправе провести диагностику товара с целью подтверждения невиновных действий потребителя за счет средств собственного бюджета. Покупатель вправе присутствовать при оценке качества изделия, а также потребовать проведения независимой экспертизы. В случае подтверждения производственного дефекта требования исполняются в срок, не превышающий 45 дней (ст. 20 ЗоЗПП).

Потребитель также может предложить виновнику провести экспертную диагностику для оценки суммы ущерба, причиненного вследствие недостатков товара с привлечением профильных служб. Сроки экспертизы законодатель не регламентирует, где диагностика проводится в разумные сроки по взаимной договоренности сторон.

Важно! Если в результате экспертизы выяснится, что ущерб причинен вследствие ненадлежащей эксплуатации изделия, то потребитель обязуется возместить расходы на диагностику.

Куда обращаться в случае отказа?

Продавец может отказать в требованиях потребителю, не признавая вину или сумму, подлежащую возмещению. В таком случае последнему необходимо обратиться в суд по месту проживания, нахождения продавца или заключения договора (п. 1 ст. 17 ЗоЗПП). Если сумма иска не превышает 50 тыс. рублей, то необходимо обратиться в мировой суд, в противном случае — в районный (ст. 2324 ГПК РФ).

Срок обращения составляет 3 месяца. В случае соблюдения претензионного порядка потребитель обращается с иском в течение 30 дней с момента отправки.

Рассмотрение претензии производится в 10-тидневный срок с момента получения. В течение этого времени продавец направляет денежные средства по реквизитам, указанным в претензии. При отсутствии соглашения между сторонами вопрос решается в судебном порядке.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!
Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.