8 (800)  302-76-94

Важная информация для покупателя и продавца: что такое артикул товара, зачем нужен и как его узнать?

Время на чтение: 3 минуты Добавить в закладки

Делая покупки в магазине, можно обратить внимание, что на ценнике, кроме названия и стоимости, присутствуют и другие обозначения: штрих-код, дата, наименование производителя и пр. Одно из них — цифровой или буквенно-цифровой ряд. Что скрывает эта информация и для чего она нужна покупателю и продавцу — в статье ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Что это такое?

В широком смысле артикул – это маркировка изделия по типу, виду, особенностям, необходимая для его складского учета и организации продаж. То есть это уникальное буквенно-цифровое обозначение. Оно обязательно присутствует:

  1. в каталогах производителей;
  2. на сайтах интернет-магазинов;
  3. на ярлыках и ценниках.

Означает ли он одно и то же с товарным штрих-кодом или нет?

Не так давно в каждой стране артикулы принимались на уровне государства, а производители и продавцы применяли шифры уже готовыми. Со временем их становилось все больше и больше, много путаницы происходило в международной торговле и тогда на смену устаревшей системе пришло графическое изображение.

Штрих-код – это набор 0 и 1 в определенной последовательности, выраженный чередующимися полосами различной толщины, идентифицирующий продукцию (о том, из чего состоит штрих-код и как его расшифровать, мы рассказывали здесь?). К нему производители перешли, поскольку так удобнее машинам. Ведь сканируют штрих-код компьютеры.

Смартфоны нового поколения имеют встроенную функцию сканирования штрих и QR-кодов.

Благодаря ей покупатель может самостоятельно и мгновенно получить информацию о покупке в магазине, параметры путешествия на авиа или железнодорожном билете, прочитать отзывы о предприятиях общественного питания или отелях.

Чем отличается от цифрового кода?

Несмотря на то, что частью кода является и артикул, между ними все же есть разница. Закодировать графически абсолютно все характеристики изделия невозможно. Международные стандарты предусматривают кодирование всего четырех параметров:

  1. страна-производитель (как по штрих-коду узнать страну-производителя?);
  2. предприятие-производитель;
  3. товар;
  4. контрольная цифра.

Буквенно-цифровой код содержит эту же информацию и дополнительные параметры. Что очень удобно, если производится большое количество однотипных изделий, отличающихся только цветом или размером.

  • При больших объемах складского учета, конечно, удобнее использовать штрих-кодирование. Оно позволяет осуществлять внутренний учет и инвентаризацию гораздо быстрее и с меньшими затратами.
  • Если объемы товарных запасов небольшие, то ведется артикульный учет. Внедрение штрих-кодирования требует больших затрат на оборудование, программное обеспечение и обучение персонала. А для малого и среднего бизнеса это не рентабельно.

Кроме того, артикульная форма идентификации до сих пор применяется и при организации продаж по телефону или онлайн.

Применение штрих-кода гораздо шире. Он позволяет:

  • анализировать информацию о движении продукции;
  • повысить производительность труда;
  • ускорить процесс обслуживания покупателей;
  • оперативно реагировать на изменение спроса;
  • только штрих-кодированные изделия могут экспортироваться.
Первым товаром, идентифицированным штрих-кодом и проданным с помощью сканера, стала жевательная резинка Wrigley’s в 1974 году в США.

Может ли у продукции быть их несколько?

Интернет-магазинам для одной и той же позиции имеет смысл модифицировать коды производителей. Это значит, что основная информация (место изготовления, поставщик, категория товара, цвет, размер) будут идентичными, а вот контрольные цифры разными. Это делается в нескольких случаях:

  • чтобы исключить уход покупателя к конкурентам по одинаковому шифру;
  • для выгрузки в прайс-агрегаторы, например Яндекс.Маркет;
  • отслеживания трафика (перешел ли покупатель на сайт из поиска, из рассылки, по рекламе и т.д.), оптимизации маркетинга и увеличения продаж.

Для оффлайн-бизнеса создание нескольких артикулов одного продукта не имеет смысла, а только усложняет учет.

Бывают и обратные ситуации: чтобы максимально облегчить внутрифирменный учет и инвентаризацию, продавец присваивает артикулы, удобные для него, для покупателей оставляя коды, утвержденные производителем.

Зачем нужен?

  • Продавцу он необходим для быстрого поиска нужной позиции в базе данных, для складского учета и инвентаризации (как осуществить поиск товара по артикулу и другим кодам?).
  • Покупателю — для нахождения требуемого товара в интернете и сравнения цен компаний-конкурентов. Если вы знаете шифр, присвоенный изделию производителем, то сможете через поиск выбрать наиболее подходящего продавца (близость к дому, бесплатная доставка, гарантии и т.д.). Как правило, небольшие онлайн-магазины, не имеющие собственного склада, не меняют артикул товара, присвоенный производителем.

Как узнать?

Такая кодировка изделия присутствует на нем физически. Например, на одежде — в ярлыке, на мебели — в прикрепленном информационном листке или закодирован внутри штрих-кода.

На сайте интернет-магазина артикул указан в карточке товара. В каталоге производителя все позиции указываются только с артикульным кодированием.

Где взять?

Владельцы небольших магазинов могут использовать коды производителей. Это очень удобно, поскольку не нужно формировать собственную базу буквенно-цифровых обозначений. Если же магазин достаточно крупный и нужно удержать потенциального покупателя от перехода к конкурентам, свою систему артикулов создавать необходимо. Сделать это достаточно просто. Например, присвоить:

  1. Буквенное обозначение странам-производителям (US – США, RF – Россия, CH – Китай и т.д.).
  2. Каждому изготовителю свой номер, начиная с 01 (или 001 при большом количестве поставщиков).
  3. Буквенный или цифровой шифр категории товаров (например, DR – одежда, AC – спортивный инвентарь).
  4. Код коллекции (DG – Дольче и Габбана, TK – Том Кляйн), цвету (bl – голубой, gr – зеленый), сезону, размеру и т.д.
Если использовать при формировании артикула только цифры, в табличном редакторе Excel они могут быть автоматически переформатированы в дату или что-то нечитаемое.

Поэтому всегда используются и буквенные обозначения тоже. По этой же причине не стоит строить артикул, начиная с нуля. Другие символы (/, &, *, # и пр.) применять не рекомендуется.

Мы подготовили для вас полезную информацию о штрих-кодах:

Теперь вы знаете, что такое артикул и штрих-код, в чем их сходство и отличие. Знаете, где найти код изделия. Как создавать буквенно-цифровые шифры для своего магазина и нюансы их применения для защиты бизнеса

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!
Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.