Обжалование действий налоговых органов

Право на обжалование действий налоговых органов имеет каждый налогоплательщик или налоговый агент. Акты налоговых органов, действия либо бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы путем обращения либо в вышестоящий налоговый орган (или к вышестоящему должностному лицу), либо в суд.

Например, в городе Москве, жалобу на решение территориальной налоговой инспекции необходимо направлять в Управление МНС по городу Москве, а затем - в МНС Российской Федерации.

Жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) необходимо направить в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал либо должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе можно приложить обосновывающие ее документы. При пропуске по уважительным причинам отведенного периода времени для подачи жалобы данный срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа, либо вышестоящим налоговым органом.

Жалоба налогоплательщика должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее получения. Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

  • если пропущен срок подачи жалобы - в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав;
  • если отсутствуют указания на предмет обжалования, если нет обоснований заявляемых требований;
  • если жалоба была подана лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика;
  • если имеется документально подтвержденная информация о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
  • если налоговым органом была получена информация о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Заявителю сообщается о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения. Если же жалоба была принята, то по итогам ее рассмотрения вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) может:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение либо вынести новое решение.

Вышеуказанное решение налогового органа (должностного лица) должно быть принято в течение месяца, о чем не позже трех дней сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) сохраняет право на одновременную либо последующую подачу аналогичной жалобы в органы правосудия.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов организациями и индивидуальными предпринимателями, действий или бездействия их должностных лиц производится путем подачи искового заявления в Арбитражный суд в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, действий или бездействия должностных лиц производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции. Дело рассматривается в полном соответствии с законодательством об обжаловании неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Назад
Получите бесплатную
консультацию юриста!
Консультация по телефону:
(499) 408-36-53 | (499) 408-36-52
Полезная информация