Как закон защищает права потребителя

Каждый гражданин нашего государства должен знать, как закон защищает права потребителя - ведь ежедневно мы, сами тому не придавая значения, совершаем огромное количество сделок. При этом статистика показывает, что в среднем нарушение прав каждого потребителя в России происходит минимум четыре раза в год, но лишь 40 процентов из этого количества пытается оспорить нарушения, а 5 процентов доводит дело до судебного разбирательства. К основным правам потребителя, которые являются международными, относятся нижеперечисленные, и их необходимо знать каждому.

  • Право на информацию.
  • Право на безопасность.
  • Право на выбор.
  • Право быть услышанным.
  • Право на возмещение ущерба.
  • Право на потребительское образование.
  • Право на удовлетворение базовых потребностей.
  • Право на здоровую окружающую среду.

Источниками, устанавливающими и регулирующими права потребителей в Российской Федерации, являются:

  • Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей»;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 26.01.1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей».

Закон «О защите прав потребителей» содержит ссылки на другие нормативные правовые акты, которые в комплексе образуют систему законодательства, защищающую права потребителей.

На сегодняшний день действуют более двадцати подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей». В их числе:

  • Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 года № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам»
  • Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575
  • Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», и другие.

Для более продуктивной защиты интересов потребителей в Российской Федерации был предусмотрен ряд мер, которые упрощают их доступ к правосудию в случае нарушения их прав.

Исковые заявления о защите прав потребителей могут предъявляться в суд по выбору истца:

  • по месту расположения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства;
  • по месту жительства либо пребывания истца;
  • по месту заключения либо исполнения договора.

Если исковое заявление к организации вытекает из деятельности ее филиала либо представительства, то оно может быть предъявлено в суд по месту нахождения ее филиала, либо представительства.

Согласно пункту 3 статьи 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и пунктам 4, 2 и 3 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением прав потребителя, если цена искового заявления не превышает 1 000 000 рублей. В том случае, если цена иска выше указанной суммы, - потребитель уплачивает государственную пошлину в размере, исчисленным в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, и уменьшенным на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска на 1 000 000 рублей.

Назад
Получите бесплатную
консультацию юриста!
Консультация по телефону:
(499) 408-36-53 | (499) 408-36-52
Полезная информация